Откуда колечки?
Ювелирные изделия бывают двух видов: произведенные на заводах и
фабриках и сделанные вручную. В Уфе есть два завода по производству
украшений, также в городе работает порядка 300 ювелиров, которые могут
не только починить цепочку, но и сами в состоянии сделать украшение.
Правда, в магазинах чаще продают фабричные изделия, привезенные из
Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных центров. Уфимские украшения
встречаются на прилавках нечасто. - В городе работает несколько
ювелирных торговых сетей, - объясняет президент Гильдии ювелиров
Башкортостана Руслан Абдурашитов. - Нередко они работают только с одним
заводом, делающим украшения на всю страну, и местных производителей в
сетях не ждут. Башкирскую продукцию можно встретить в точках от уфимских предприятий, а также у мастеров-ювелиров. Абдурашитов
владеет компанией по производству украшений, есть у него и сеть
магазинов, также в структуре предприятия имеется небольшой
перерабатывающий цех. В этом направлении он - первопроходец. - В
республике есть золото, и оно добывается. Правда, местных предприятий,
работающих на месторождениях, почему-то нет, - сожалеет он. - На самых
богатых участках, например, в Учалинском районе, работают
предприниматели из Екатеринбурга. Они вывозят наше, башкирское сырье на
переработку и возвращают нам в виде слитков или готовых ювелирных
изделий. Сейчас мы сами взялись за переработку, в год производим около 8
килограммов золота, этого достаточно для обеспечения наших
производственных мощностей, налоги остаются в республике, но в масштабах
региона - это капля в море! Есть еще целый комплекс других проблем,
которые на местном уровне ну никак не решить. Например, отечественные
производители сразу при покупке золота и серебра платят НДС. Эта сумма
возвращается к ним после того, как изделие реализовано, но «налоговый
пунктик» сказывается на цене изделия. Во многом именно из-за него
отечественные ювелирные изделия дороже иностранных, даже прошедших через
огонь и воду таможенных сборов. Ювелир Сергей Григорьев работает вот уже 10 лет как индивидуальный предприниматель. Сам себе бухгалтер, директор, художник, мастер и продавец. -
Если речь идет не о фабрике, а о точке ювелира, то брать золото
где-нибудь в Екатеринбурге не получится, слишком большие партии, -
объясняет он. - У таких, как мы, есть два пути: первый - через банки
покупать благородные металлы в слитках. Второй - скупка. Золото сейчас
дорожает, банки продают металл исходя из цен на бирже. Прайсы в
ломбардах, конечно, меняются по мере роста цен на золото, однако, все
равно получается на порядок дешевле, чем в банках. В традициях ростовщиков Сергей
собственного пункта скупки не имеет. Обращается к приятелям из той же
отрасли. Скупки бывают двух видов: при специализированных магазинах
(сейчас ее осуществляют даже сети), также ювелирные изделия принимают в
ломбардах. Лариса трудится в точке на перекрестке Руставели и
проспекта Октября. Посетителей много. Кто-то несет технику, одежду (ее
не принимают), но большая часть все-таки приходится на
ювелирные изделия. - Вот за это колечко мы заплатили 850 рублей, -
девушка показывает простенькое золотое украшение. Такое в магазине будет
стоить в два раза дороже. Но Лариса утверждает: цена справедливая. - Мы
не смотрим на качество работы. Кольцо, если его не выкупят, уйдет на
переплавку. Ежедневно Центробанк России обновляет данные по цене
золота. Наша страна не относится к лидерам по оборотам драгметаллов,
поэтому сводки отражают результаты торгов на крупнейших мировых биржах.
Там традиционно считают в унциях, Центробанк дает данные в граммах. К
моменту сдачи номера в печать грамм золота стоил 1582 рубля 83 копейки.
Но это абстрактное, чистое золото, которого в природе не существует.
Колечко в руках Ларисы 585 пробы, это значит, грамм по последнему курсу
будет стоить 926 рублей. Изделие весит 1,1. Таким образом, себестоимость
колечка составляет примерно 1050 рублей. Прибыль ломбарда 200 рублей. -
Наценка в 20 процентов никак не укладывается в стереотипы о
ростовщиках, - смеется Лариса. - Даже в продуктовом киоске накрутка
больше. Но у нас нет иного выхода. Конкуренция слишком высока. И
действительно, через метров 50 по улице Руставели стоит еще один ломбард
со скупкой, а если гулять по проспекту Октября, то на следующей
остановке обязательно найдется точка. Но если ломбардов много, значит, есть спрос. Своих клиентов Лариса делит на две категории. -
Представьте, потерялась сережка. А вторая есть. Тогда хозяйка либо
заказывает парную, либо сдает украшение в скупку. Но таких, увы,
немного, - вздыхает она. - Большая часть клиентов попали в сложную
жизненную ситуацию. Нашу беседу прерывает мужчина. Он давно не
брился, по салону распространяется запах перегара. Он достает из кармана
подвеску, просит ее оценить, а Лариса, в свою очередь, просит паспорт.
Документов у мужчины не оказывается. Он настаивает на своем, а Лариса
показывает на стенд, где опубликованы правила скупки, и разводит руками.
Недовольный посетитель уходит. - Наверное, у жены забрал, -
сокрушенно говорит приемщица. - Не хватает на бутылку, готовы все
содержимое квартиры сдать в ломбард. Но если мужчина придет с паспортом и подвеска окажется золотой, Лариса отказывать не имеет права. Кулончик,
20 лет назад подаренный жене и сегодня украденный у нее же, бабушкино
колечко с благословением, обменянное на очередной платеж по кредиту. На
какую вещь ни посмотри, за каждой - маленькая трагедия. Сергей,
возможно, именно поэтому и не хочет связываться со скупками. Он не видит
людей, сдающих украшения, не знает их историй. Перед ним просто
драгоценные граммы. Принципиальной разницы, с каким металлом
работать, для ювелира нет. Переплавлять придется и слиток, и уже
цепочку. СергейГригорьев утверждает: золото от частой переплавки только
выигрывает. - Испаряются различные примеси, - объясняет он. - Если
изначально у вас было золото 583 пробы, то после переплавки получается
на два пункта больше. Путь в ювелиры Дядя Сергея - ювелир. Сережа
с детства пропадал в его мастерской, довольно жмурился от блеска
золота, а когда пришло время определяться с профессией, открыл свою
точку. За плечами художественная школа, художественно-промышленный лицей
и УГИС по специальности «дизайн интерьера». А у Игоря Калмакова
образование сварщика. Сейчас он учится в профессиональном лицее №155 на
ювелира. Это единственное учебное заведение в республике, где готовят
специалистов по этой профессии. Лицей открылся в 1974 году.
Предполагалось, что выпускники будут работать на фабрике «Агидель».
Здесь готовят специалистов по лаковой миниатюре, резьбе по камню,
росписи по ткани. В 1996 году открылась новая профессия - ювелир. О ее
востребованности говорит и тот факт, что при лицее существуют и
трехмесячные вечерние курсы для тех, кто хочет сменить профессию.
Ювелиров на базе 9-го класса готовят три с половиной года, пришедшим после 11-го нужно отучиться два. -
Вообще, ювелиром может стать любой человек, - объясняет «кухню»
директор лицея Любовь Расаева. - Достаточно зарегистрироваться в
качестве индивидуального предпринимателя и получить лицензию в органах
пробирного надзора на работу с драгоценными металлами. Не может ювелир
работать и без художественного вкуса. Необходимо уметь паять,
переплавлять металлы, обрабатывать камни, владеть такими техниками, как
филигрань, гравирование или чернение… Студенты учатся работать на мельхиоре. Камни используют природные. Или закупают искусственные кристаллы. -
Индивидуальному предпринимателю несложно получить лицензию. Его точка
должна быть оборудована сейфом, ему нужно заключить договор на охрану,
железную дверь поставить, и так далее, - перечисляет Любовь Маровна. -
Но у него это все и так есть. К учебным заведениям требования выше. К
тому же, у нас ведь ребята учатся, тренируются, расход материала
большой. Мельхиор лицей закупает в Екатеринбурге, камни - в Зауралье. -
У мельхиора есть свои сложности, - замечает Игорь. - Мельхиор нельзя
переплавлять, если допущена даже небольшая ошибка, всю работу придется
все начинать заново. Игорь - лучший ученик в группе. Он пришел в лицей сознательно, хочет открыть свое дело. -
Живу в Белорецке, у нас в городе ювелиры, конечно, есть, но в основном
самоучки, - рассказывает он. Игорь надеется, что с дипломом он без
работы не останется. На занятиях Игорю пригодились знания по пайке.
Филигрань дается ему без труда. Игорь рассказывает, а я смотрю на его
руки. У всех, кто занимается ювелирной работой, руки грубоватые. - А
что вы хотели? Работать приходится с химикатами, расплавленным
металлом, - объясняет он. - В перчатках тонкую работу не сделаешь. Часто
в лицей приходят романтичные девушки, желающие делать красоту. Красота,
конечно, получается, но о маникюре приходится забыть. Есть те, кто не
выдерживает и бросает учебу. Станки, формы, паяльники, кусачки. В общем,
работа не из легких. Игорь предполагает, что его фирма будет специализироваться на ремонте украшений. О создании авторских изделий он не мечтает. -
Я в этом плане реалист, - замечает он. - Чтобы делать вещи такого
уровня, необходимо, чтобы было имя, определенная известность, которая
позволит конкурировать с магазинами. Думаю, что вначале сделаю ставку на
широкий спектр услуг. Под этим термином Игорь подразумевает работу с
серебром. Даже в Уфе сложно найти мастера, который брался бы за починку
серебряных изделий. - Это невыгодно, - объясняет Сергей Григорьев.
- Но я на это иду, и заказов много. Например, починить золотую цепочку
стоит 250 рублей. Когда рвется серебряная, объем работы такой же, но
мастер не может взять больше 150. Если накручивать цену в этом сегменте,
то покупателю проще будет купить новое украшение. Драгоценные камни Сергей
покупает на специальных аукционах, в интернет-магазинах и на
выставках-продажах. Они уже огранены, и мастер может их смело вставлять в
изделие. - Камнерезы в Уфе тоже есть, - поясняет он. - Конечно,
самому готовить камень дешевле. Но есть свои нюансы. Чтобы работать с
необработанными драгоценными камнями, требуются специальная лицензия,
оборудование. К тому же, камнерез - ответственная профессия. Неправильно
сделанная грань, и вот - камень загублен. Для Игоря камни тоже пока
из области загадочного. Зато он уже нашел плюсы в янтаре. Ювелиры его
переплавляют по многу раз, пока не получится, как надо. Сырьевой фактор Пару
филигранных сережек студент лицея делает около двух недель. Мастеру
понадобится на такую работу три-четыре дня. На выставках-продажах пара
таких сережек стоит 500 рублей. Серебряные вещи в такой же технике,
конечно, обойдутся дороже, а уж золотые - и не подсчитаешь. Руслан
Абдурашитов объясняет: специфика ювелирного дела в том, что здесь до 70
процентов от себестоимости изделия приходятся на материал. На любом
другом производстве (машиностроение, изготовление мягких игрушек, пошив
одежды) стоимость сырья не превышает 10 процентов. - Но с другой
стороны, меньше потери, - поясняет он. - Если на швейной фабрике сделали
неправильную выкройку, бракуется вся партия. В нашем деле потерь
меньше. Золото растет в цене регулярно. Ценники в салонах тоже
подрастают, но не с такой скоростью - велика конкуренция. Удивительно,
но цена фабричного изделия в магазине и выполненного ювелиром по
индивидуальному заказу практически не отличается, иногда даже мастера
берут дешевле. - Конечно, себестоимость заводского изделия всегда ниже чем того, что сделано по индивидуальному заказу, - поясняет Сергей.
- Но покупатель в сетевом магазине платит ведь не только за материал и
работу, прибавьте расходы на содержание салона и персонала, рекламу, в
конце концов, доставку изделия с завода. Никто не будет работать себе в
убыток, так что заложите прибыль продавцов. Наценка в магазине - минимум
60 процентов. Ювелирной мастерской нужно меньше средств на покрытие
аренды, налоги. Вот и получается, что здесь золотое изделие дешевле. С
серебром - наоборот. Металл недорогой, за работу мастера берут так же,
как и при производстве золотого украшения. Вопросы вкуса Чем себя украсить, каждый решает сам. Помимо золота и серебра, стремительно набирает популярность бижутерия. Любовь Маровна перебирает в руках свои деревянные бусы. -
Красиво и необычно, - объясняет она. - Главная цель ведь не обвешаться
побрякушками стоимостью с квартиру, а чтобы вещь была по душе и
выглядела эстетично. Но если у ювелиров вкус есть, то красивые изделия появляются не всегда. -
Дизайн ювелирных изделий - показатель развития нашего общества, -
констатирует Абдурашитов. - Как отзвук лихих 90-х - толстенные золотые
цепи, которые «смотрятся богато», но ведь это же китч! Многие фабрики
выпускают изделия с устаревшим дизайном. Это вопрос не столько вкуса,
сколько использования устаревшего оборудования. Однако обновлять его
нет возможности, ведь тогда стоимость замены скажется на итоговом
ценнике, а все стремятся удешевить свою продукцию. - Самое главное
-спрос. Если бы люди интересовались красивыми вещами, фабрики вынуждены
были бы обновлять ассортимент, - замечает Руслан Абдурашитов. - Но люди
берут то, что есть на прилавках. Ряд покупателей рассматривает колье или
сережки не как предмет искусства, не как красоту, а с позиции веса
металла и размера камней. А раз так, то производителям нет смысла
перестраиваться. Сергей Григорьев полагает, что дело в незнании. -
Если сравнивать с модой на одежду или обувь, то даже далекий от показов
человек ориентируется, какой носок носят в этом сезоне или каким должен
быть галстук. В ювелирном деле тоже есть свои тенденции, но их
отслеживают в основном те, кто связан с данной отраслью. Многие люди
просто даже не знают, что можно сделать.
*** Кто сказал, что
золото или серебро стоят именно столько, сколько указано в биржевых
сводках? Кто решил, почем продавать бриллианты или сапфиры? По сути,
маклеры продают не металл и не камни, они продают символы благополучия. И
пусть безделушка за 10 тысяч рублей выглядит так же, как и та, что
куплена за 500, получившая ее девушка поверит: жених любит ее, раз готов
выбросить на ветер такую сумму. Дама в фантастическом бриллиантовом
колье эффектна за счет уверенности в том, что ее не коснуться никакие
невзгоды, раз она может носить на шее годовой бюджет средней семьи. Рынок
ювелирной продукции в республике должен перестать быть диким. Руслан
Абдурашитов уверен, что формирование общегражданской культуры и вкуса
все-таки победят, и продавцы ювелирных изделий перестанут завлекать
покупателей несуществующими скидками, использовать принцип агрессивного
маркетинга, а сама отрасль займет полагающееся ей место, отойдя от
показного роскошества в сторону создания предметов искусства. Но пока,
что бы ни говорили специалисты, ювелирное дело не только в Уфе, России,
но и во всем мире живет ради удовлетворения первобытного чувства
тщеславия, а лучшими «друзьями» девушек остаются бриллианты.